10 мая
Муниципальное Учреждение Культуры
«Межпоселенческая Центральная библиотека
ХИЛОКСКОГО РАЙОНА»
Проект
патриотической направленности
77 – летию Великой Победы посвящаем…
Дорога длиною в жизнь отделяет нас от героического подвига нашего народа в борьбе за мир и счастье на Земле…
Вместе с героями книг пройдем дорогами войны
Учреждения-исполнители
Сельские и городские библиотеки Хилокского района Забайкальского края
Автор и руководитель проекта
Марина Константиновна Лапшакова, директор МУК «МЦБ Хилокского района»
Соавторы проекта
Ирина Николаевна Фалькова, заведующая отделом массовой работы и углуб -ленного поиска информации МУК «МЦБ Хилокского района»
Татьяна Георгиевна Цыпылова, заведующая городской библиотекой №2 г. Хилок – филиал МУК «МЦБ Хилокского района»
Ольга Валерьевна Середина, заведующая городской библиотеки №1 г.Хилок - филиал МУК «МЦБ Хилокского района»
Мария Петровна Нагаева, директор МУК «Библиотека – экологический центр» сельского поселения «Жипхегенское»
Елена Викторовна Халецкая, заведующая Харагунской сельской библиотекой
Хандама Будаева, заведующая сельской библиотекой с. Хилогосон – филиала МБУК «Национальный центр культуры бурят и информации «Баяр Хила»
Актуальность проекта.
День Победы – это священный праздник, величие которого нельзя уменьшить.
О героических днях Великой Отечественной войны необходимо помнить и никогда не забывать.
Память о прошедшей войне поддерживать должны в первую очередь ветераны и мы, библиотекари. Понимая благородную, высокую миссию, библиотекари тревожат человеческую память, взывают к патриотическим чувствам читателей.
Библиотекари считают, что литература, возможно, не в силах изменить мир, но все - же книги о войне и библиотечные мероприятия могут тронуть чье – то сердце и добавить хотя бы каплю доброты и внимания в нашу жизнь, могут помочь передать юному поколению память о Великой Отечественной войне и осознание ценности мирной жизни.
Цели:
– пропаганда художественными средствами героической истории и славы Отечества;
– воспитание и уважение к памяти тех, кто отстоял в боях нашу Родину на примерах героического прошлого и сохранение исторической памяти для будущих поколений
Задачи:
– поддержать высокий патриотический настрой в душах пользователей всех возрастов, взяв себе в помощники художественную и документальную литературу;
– героико-патриотическое воспитание, историко-культурное просвещение и возрождение духовно-нравственных начал;
– воспитание гордости у юношества за подвиг дедов, прадедов, отцов высокой нравственности, милосердия;
- вовлечение детей, подростков и молодёжи в процесс подготовки мероприятий о знаменитых земляках и к участию в них.
– формирование уважения к историческому прошлому, сохранение национальных традиций, патриотизма, нравственных ценностей народов Забайкалья.
Сроки реализации проекта: 2022 год
Место проведения:
Муниципальное Учреждение Культуры «Межпоселенческая Центральная библиотека Хилокского района», библиотеки района, Центры досуга, культуры и информации, школы, Хилокское Железнодорожное Училище, музей.
Используемые технологии:
Видеофильмы, компьютерные технологии.
Возрастные рамки охватываемых слоев населения:
Молодежь, подростки, взрослые, пожилые, ветераны войны и труженики тыла.
Финансирование осуществляется за счет средств местного бюджета, внебюджетных средств.
Содержание мероприятий:
№ п/п |
Наименования мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
Кол-во обслуживаемых |
1 |
Проект патриотической направленности «Пусть поколения знают» |
В течение года |
Киселева О.П. зав. отделом инновационно-методической и маркетинговой службы МУК «МЦБ Хилокского района» |
Библиотечные специалисты района юношество дети |
2 |
Методические рекомендации «След, оставленный в душах» |
Февраль |
Карпова Е.Н. методист по работе с детьми МУК «МЦБ Хилокского района» |
Библиотечные специалисты района
|
Литературная Галерея писателей – фронто-виков «Хранят страницы горький след» |
12 мая
|
Фалькова И.Н.. Михайлова В.В. -отдел массовой работы и углубленного поиска информации МЦБ |
ХЖУ (45 человек) |
|
4 |
Патриотический калейдоскоп «Был особый денек в сорок пятом» |
5 мая |
Середина О.В. -г/б1
|
Для жителей микрорайона г.Хилок (76 чел.) |
«Гордимся, Помним, Чтим!» - электронный Альбом памяти, посвященный страницам в истории Великой Отечественной войны жителей Хилокского района. |
В течение года |
Киселева О.П. зав. отделом инновационно-методической и маркетинговой службы МУК «МЦБ Хилокского района» Баранова Л.В. –зав.ЦПИ
|
Население района |
|
Литературно – музыкальная композиция «Огонь войны души не жжег» |
10 мая |
Фалькова И.Н. отдел массовой работы и углубленного поиска информации МЦБ . |
ХЖУ (67 чел.) |
|
Вернисаж военной книги «В книжной памяти – мгновения войны» |
1 мая |
Быкова Г.Н. с/б с.Гыршелун |
Для школьников села (56 чел.) |
|
Электронная презентация «По всей России обелиски, как души рвутся из земли» |
В течение года |
Баранова Л.В. ЦПИ |
Для учащихся школ района |
|
Библиопутешествие «Памятники Славы – памятники бессмертия» |
май |
Халецкая Е.В. с/б с.Харагун |
Для школьников села |
|
Героический репортаж участника войны В.Н. Кропачева «Эхо далекой войны» |
Май |
- отдел обслуживания МЦБ |
9-10 кл. (70 чел.) |
|
Поэтическая маевка «Живу и помню» Литературно-поэтическая акция "Стихи о подвиге, о Родине прочти» |
09 мая Площадь города |
Михайлова А.В. Кузьмина Н.И - отдел массовой работы и углубленного поиска информации МЦБ . |
Дети, подростки молодежь (120 чел.) |
|
Районная акция «Единый день малой Родины» |
07 мая |
Все библиотеки района |
Население района (350 чел.) |
|
Международная акция «Читаем детям о войне» |
Все библиотеки района |
500 чел. |
||
Вечер фронтовой славы и памяти «Подвигом славны твои земляки» |
03 мая
|
Середина О.В. заведующая г\б №1г.Хилок |
8-9 кл ( 25 чел.) |
|
Вечер – встреча «И молодость приходит к обелискам, чтоб поклониться памяти отцов» |
08 мая
|
Лапшакова М.К. Михайлова А.В. Чит. зал МЦБ |
9-10 кл. ( 26 чел.) |
|
Поисково – краеведческий час «Подвигом славны мои земляки» |
2 мая |
МУК «Библиотека – экологический центр» с.Жипхеген |
65 человек |
|
Музыкально-поэтический привал «Есть в красках Победы оттенки войны» |
май |
Все библиотеки |
200 человек |
|
II Краевой военно-патриотический онлайн-фестиваль «Война глазами забайкальцев» |
май |
Будаева Х. с/б с. Хилогосон |
20 человек |
|
Издательская деятельность: календарь знаменательных дат, дайджест, буклеты, Информкурьер по обобщению работы к 77 – летию Победы |
В течение года |
Киселева О.П. зав. отделом инновационно-методической и маркетинговой службы МУК «МЦБ Хилокского района» Баранова Л.В. –зав.ЦПИ Михайлова В.В. |
Для населения |
Обоснование социальной значимости проекта
Изучение истории родной земли, истинной истории нашего Отечества, его боевых, трудовых и культурных традиций остаётся важнейшим направлением в воспитании подрастающего поколения. И особая роль здесь должна принадлежать военной истории, соприкасаясь с которой участники проекта приобщаются к трудовому и ратному подвигу народа, учатся на героических примерах беззаветному служению Отечеству. Таким образом, восстанавливается и сохраняется историческая память, составляющая основу любого национального самосознания. Пропагандисты книги сегодня также на передовой. Идет борьба за умы подростков, юношества, все чаще возникают попытки ревизии итогов Великой Отечественной войны. На библиотеки возлагаются большие задачи по воспитанию молодежи в духе патриотизма, по отстаиванию правды о войне и нашей Великой Победы.
Проект должен способствовать пропаганде художественными средствами истории и славы Отечества, сохранения фактов истории для потомков, воспитание уважения к памяти защитников Отечества. Формировать чувство высокого патриотизма и гражданственности, уважения к истории родного края
В 2022 г. исполняется 77 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., что позволяет еще раз обратиться к истокам и истории гражданско-патриотического воспитания на примерах истинного мужества, глубокой любви к Родине. Многовековая история нашего народа свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить понимание гражданского долга и уважения к закону.
Библиотеки – один из важнейших социальных институтов, играющий значительную роль в формировании нравственных ориентиров детей, патриотизма, совершенствовании гражданского сознания. Библиотека на примерах лучших образцов художественной литературы, культуры, используя современные информационные ресурсы и каналы связи, имеет возможность вести достоверный рассказ о героико-патриотических традициях нашей Родины, который будет формировать у детей чувство гордости за величие страны, чувство уважения к старшему поколению.
Предполагаемые конечные результаты
Реализация проекта привлечёт к участию в военно-патриотических мероприятиях более 5000 человек учащихся и молодёжи района. В процессе подготовки и проведения проекта происходит формирование и развитие у участников гражданской зрелости, ответственности, чувства долга, верности традициям своей страны.
Главным итогом проекта организаторам видится не разовое мероприятие, а цикл постоянных военно - реконструктивных событий, сопровождающихся глубоким образовательно - подготовительным процессом, изучением истории района и биографий героев - забайкальцев. Общие интересы сблизят людей различных возрастов и профессий и позволят найти новые формы работы по патриотическому воспитанию молодёжи.
Аннотация проекта
Проект «Пусть поколения знают» инициирован библиотеками МУК «МЦБ Хилокского района» г. Хилок и библиотеками района.
Проект «Пусть поколения знают» разработан МУК «Межпоселенческая Центральная библиотека Хилокского района» г. Хилок для реализации мероприятий к 77-летию Великой Победы на базе библиотек района.
Проект направлен на изучение и сохранение памяти современными школьниками подвига их сверстников – «детей войны»: малолетних защитников Родины и тружеников тыла, детей, выдержавших блокаду Ленинграда, малолетних узников концлагерей, сынов полка, участников подполья и партизанского движения.
«Дети войны» - живые свидетели ужасов военного лихолетья. Они, после уходящего поколения ветеранов Великой Отечественной войны, остаются хранителями правды о страшных 1941–1945 годах, примером патриотизма и высокой духовности, преданности своей земле. Нынешнее поколение школьников станет последним поколением, успевшим увидеть «детей войны», эти ребята имеют уникальную возможность прочувствовать историю, события страшной войны душой ветерана. Общаясь с «живой легендой», ребята могут соприкоснуться к настоящей правдой жизни военного времени 1941-1945 годов. На наш взгляд, рассказать о мужественном подвиге ровесников, о нелегкой участи, которая постигла этих ребят, значит отдать должное памяти своих героев.
15 апреля
ПОЛОЖЕНИЕ
О проведении районного профессионального конкурса среди муниципальных библиотек Хилокского района по изучению истории муниципальных библиотек Забайкальского края в рамках «Года культурного наследия народов России»
«Истории связующая нить»
1.1. Настоящее положение определяет общий порядок организации и проведения конкурса среди библиотек МУК «МЦБ Хилокского района» в рамках краевого конкурса.
1.2. Краевой конкурс «Истории связующая нить» посвящен изучению истории библиотечного дела Забайкалья, истории отдельных муниципальных библиотек и проводится в рамках «Года культурного наследия народов России» в течении 2022 – 2023 гг.
1.3. Организатором конкурса является Министерство культуры Забайкальского края и Забайкальская краевая универсальная научная библиотека им.А.С. Пушкина
1.4. Общее руководство районным конкурсом осуществляет МУК «Межпоселенческая Центральная библиотека Хилокского района»
2.1 Активизация творческой исследовательской работы по изучению истории библиотек села (города) и библиотечного дела в районе (городе).
2.2 Популяризация истории библиотечного дела в Забайкальском крае как части его культурного наследия.
2.3 Внедрение современных информационно – коммуникационных технологий с целью создания текстового ресурса истории библиотек в селе, городе.
2.4 Развитие профориентационной работы среди молодежи, формирование позитивного библиотечного работника.
3.1 В конкурсе принимают участие сотрудники муниципальных библиотек, ветераны библиотечного дела, журналисты, специалисты других сфер деятельности.
4.1.1 Краевой конкурс проводится в сроки с 1 апреля 2022 гг. по 15 мая 2023 г.
4.1.2 I этап - Районный конкурс проводится с 11 апреля до 1 сентября 2022г.
4.1.3 Каждая сельская, городская, детская библиотека выявляет, собирает, аккумулирует, изучает материалы по истории библиотеки и готовит исследовательскую работу (см.Приложение № 1).
В тексты работ включаются фотографии, краткие биографии ветеранов библиотечного дела, воспоминания, письма, библиографические и интернет – ссылки, списки литературы.
4.1.4 Районный оргкомитет подводит итоги и награждает Победителей.
4.2 II этап – районный оргкомитет с 1 сентября 2022 года по 15 января 2023 года готовит обобщенный материал по истории библиотечного дела в районе, который в формате исследовательской работы поступает в НМО ЗКУНБ им. А.С.Пушкина для его рассмотрения краевым оргкомитетом
4.3 III этап – с 15 января по 15 мая 2023 года краевым оргкомитетом производится экспертная оценка представленных конкурсных работ по истории библиотечного дела в районах Забайкалья, определяются и награждаются победители.
4.4 Победители конкурса награждаются на краевом семинаре – совещании руководителей МЦРБ (ЦБС) Забайкальского края в мае 2023 г.
4.5 Материалы конкурса становятся основой научно-исследовательских работ по истории библиотечного дела в Забайкалье.
5. Критерии конкурса:
- полнота представления информации о библиотеке, согласно методике написания (см.Приложение №1)
- заимствованный текст в работе не должен превышать 40% и обозначаться кавычками, иметь ссылку на источник информации.
- грамотность изложения, наличие подписей, полная библиография со ссылками и правильность их написания.
- художественное или дизайнерское оформление материалов.
5.1 Конкурсные материалы должны иметь ясный и четкий стиль изложения, соответствовать его целям, задачам и критериям оценки данного Положения.
5.2 Конкурсная работа должна содержать:
- Текстовой документ по всем правилам представления документа в формате Word/ Также на титульном листе должны быть указаны название конкурса, ФИО, должность и место работы участников конкурса, контактные данные, E-maiI.
- Объем представленного материала, вместе с приложениями, не ограничивается.
6. Подведение итогов конкурса
6.1 Подведение итогов конкурса состоится в мае 2023 года
6.2 Все участники краевого конкурса получают свидетельства об участии.
Победители конкурса награждаются Грамотами Министерства культуры и призами
6.3 На основе конкурсных работ будет издан сборник по истории библиотечного дела в Забайкальском крае.
7. Экспертный совет:
7.1 Председатель – Николай Геннадьевич Спиридонов, начальник Управления культуры, молодежной политики муниципального района «Хилокский район»
7.2 Члены совета:
- Лапшакова Марина Константиновна, директор МУК «МЦБ Хилокского района»
- Ольга Павловна Киселева, заведующая отделом инновационно-методической и маркетинговой службы
- Татьяна Васильевна Писаренко, заведующая МДБ
- Елена Николаевна Карпова, методист по работе с детьми
- Аллагулова Евгения Васильевна, преподаватель литературы, ветеран труда
8. Оргкомитет
6.1 Отдел инновационно-методической и маркетинговой службы МУК «МЦБ Хилокского района»
6.2 Адрес: 673200 Забайкальский край г.Хилок, ул.Дзержинского,10
Электронная почта МЦБ– hiloklib10@rambler.ru
13 апреля
Открылась регистрация на участие в XIII Международной Акции «Читаем детям о войне» Самарской областной детской библиотеки по ссылке https://samodb.timepad.ru/event/1981472/
Акция пройдёт 5 мая 2022 года в течение дня в очном формате.
С Положением и другими материалами в помощь проведения Акции можно ознакомиться на сайте ГБУК «СОДБ»: http://www.sodb.ru/aktsiya
Помнить можно только то,
о чем знаешь.
Еcли рассказать детям о войне,
им будет, что помнить.
Акция — крупномасштабное мероприятие по поддержке чтения, цель которого – создание условий для формирования гражданственности и патриотизма у детей и подростков на примере лучших образцов детской литературы о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Акция проводится в преддверии 9 мая с 2010 года. За 11 лет участниками Акции стали более 4,5 млн. детей и подростков.
Постоянные участники мероприятия — детские учреждения Российской Федерации (более 80 регионов) и более 10 республик и стран мира.
В 2022 году Акция пройдет 5 мая в очном формате.
Основная идея – живое чтение вслух и обсуждение произведений о наиболее ярких эпизодах войны.
Участниками Акции могут стать различные предприятия и учреждения, общественные организации, творческие объединения, средства массовой информации, а также частные лица, поддерживающие цели и задачи мероприятия.
18 февраля
Календарь Фольклорных дат и праздников.docx
У наших предков, живших в давние времена на Руси, праздники являлись важной частью как семейной, так и общественной жизни. Многие века русский народ чтил и свято хранил свои традиции, передававшиеся от отца к сыну в каждом поколении. Многие из них сохранились и до наших дней. А к ним добавились еще и новые народные праздники.
Много имен известных фольклористов, изучавших русскую культуру, тоже включили в календарь, потому что их имена тесно связаны с верованиями, обычаями и празднованиями россиян, которым они посвятили свою жизнь.
Дата |
Праздник |
1 января |
День былинного богатыря Ильи Муромца |
6 января |
Рождественский сочельник: День (навечерие) накануне празднования Рождества. |
7 января |
Рождество. Эта дата является не только общенациональным торжеством, но и достоянием русской культуры. |
13 января |
день рождения И.А. Худякова: Иван Александрович Худяков - русский революционер, фольклорист и этнограф. «Великорусские сказки». |
18 января |
Святки. Крещенский сочельник: Завершает период святок. |
18 января |
Международный день снеговика: «18» – цифра символизирует снеговика с метлой. |
19 января |
Крещение. Празднование «обросло» не только церковными обрядами, но и народными обычаями. Все они, так или иначе, связаны с освященной водой. |
10 февраля |
День рождения Домового |
16 февраля |
День валенок В каждом доме, согласно древней русской традиции, должна быть хоть одна пара валенок, пусть даже сувенирных. Чтобы жизнь была счастливой, а дом полной чашей, в один необходимо положить монетку, а в другой конфетку. |
16 февраля |
Именины Кикиморы |
23 февраля |
День рождения А.И. Лазарева – фольклориста, ученого с мировым именем, выдающейся личность в истории культуры и образования Южного Урала. |
28 февраля – 6 марта |
Масленица |
29 февраля |
День рождения Кощея: воплощение древнего славянского божества Чернобога. В русских сказках – злой и коварный персонаж. |
3 марта |
Овсянка: Считалось, что птичка овсянка, весело чирикая, возвещала наступление весны. Существовала традиция печь овсяное печенье — овсянники. |
21 марта |
День весеннего равноденствия. Считалось, чем веселее будут праздновать день равноденствия, тем удачнее и урожайнее будет год. |
6 апреля |
День русской народной сказки |
7 апреля |
День рождения В.Ф. Миллера (174 года) – русского учёного, фольклориста, этнографа, языковеда и археолога. |
17 апреля |
Вербное воскресенье: |
24 апреля |
Пасха: Светлое Христово Воскресение – это крупнейший христианский праздник. |
28 апреля |
День рождения В.Я. Проппа (127 лет) – известного ученого фольклориста. |
7 мая |
Юбилей Д.Н.Садовникова (175 лет) – фольклориста, литератора, критика и переводчика. «Загадки русского народа». |
19 мая |
День русской печи: Это неофициальный народный праздник. |
12 июня |
Троица |
23 июня |
День балалайки в России: Общеизвестный народный русский инструмент |
30 июня |
день рождения Бабы Яги. |
7 июля |
Иван Купала |
8 июля |
День Петра и Февронии: Это народно-православный праздник в честь семьи, любви и верности. |
11 июля |
День рождения А.Н. Афанасьева (196 лет) - собирателя фольклора, исследователя духовной культуры славян. |
17 июля |
Единый день фольклора: Всероссийская акция приурочена к празднованию Дня этнографа. |
2 августа |
Ильин день |
14 августа |
– Медовый спас |
15 августа |
День Хоровода Мира: Общероссийский праздник – Создание образа единства многонационального и многокультурного народа России в хороводе |
17 августа |
День самовара |
19 августа |
Яблочный спас |
29 августа |
Хлебный или Ореховый спас |
31 августа |
Лошадиный праздник: В этот день лошадей старались угощать лакомством и пирогами. Пекли особое печенье в виде конского копыта. |
8 сентября |
День посиделок на кухне |
14 октября |
Покров день |
16 октября |
Всемирный день хлеба |
17 октября |
Леший день: По народным поверьям Дух-хранитель леса последний раз в году проверяет свои владения и проваливается под землю до весны. |
10 ноября |
День рождения В.И. Даля (221 год) – русского писателя, этнографа и собирателя фольклора. |
14 ноября |
День кузнеца |
18 ноября |
День рождения Деда Мороза |
20 ноября |
День рождения И.В. Карнауховой (121 год) - детской писательницы, фольклориста, исполнительницы народных сказок. |
24 ноября |
День рождения П.Н. Рыбникова (191 год) – русского этнографа, фольклориста и публициста. |
3 декабря |
День памяти богатыря Святогора: Богатырь русского былинного эпоса |
13 декабря |
День медведя |
21 декабря |
День зимнего солнцестояния |
24 декабря |
День варежки или рукавицы |
18 февраля
Методические рекомендации.docx
2022 год – Год народного искусства и нематериального культурного наследия народов РФ Президент России Владимир Путин поддержал идею объявить 2022 год годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов РФ
Культурное наследие прошлого народ хранит веками. Издревле Россия славилась своими традициями, праздниками, обычаями, обрядами. В этом году вы поможете открыть своим читателям прекрасный ларец народной мудрости. Познакомить с искусством народа, песнями, сказками, потешками. Народное искусство {фольклор) — это создаваемые народом на основе коллективного творческого опыта, национальных традиций и бытующие в народе поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративноприкладное искусство. Термин «народное искусство» синонимичен термину «народное творчество». Нематериальное культурное наследие Российской Федерации представляет собой обычаи, формы представления и выражения, навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, признанные сообществами, группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами в качестве части их культурного наследия. Нематериальное культурное наследие проявляется в таких областях, как устные традиции, исполнительские искусства, обычаи, обряды, празднества, знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами.
Виды объектов нематериального культурного наследия включают в себя:
• Устное народное творчество: сказки, эпические песни, эпические сказания,былины, фольклорная проза.
• Исполнительские искусства: песенное искусство, танцевальное искусство,музыкально-инструментальное искусство, театральное искусство (народный театр, народный цирк и т. п.), сказительство.
• Празднично-обрядовая культура: праздники, обряды, ритуалы.
• Техники и технологии: техники и технологии, связанные с традиционными ремеслами; техники и технологии, связанные с народными музыкальными инструментами; техники и технологии, связанные с традиционным народным костюмом; техники и технологии, связанные с традиционной хозяйственной и бытовой культурой.
Перед библиотеками стоит задача - научить читателей, особенно читателей-детей, чувствовать красоту и гармонию народного произведения искусства, предметов народного быта. На занятиях по народной культуре библиотекари могут показать, как использовались предметы народного быта, как жили люди среди этих предметов, как они мастерили вещи, которыми себя окружали. На различных мероприятиях дети знакомятся с традиционной русской культурой на примере вышивки, ткачества, плетения из лозы, ее назначением и связью с природой, бытом.
Необходимым условием погружения читателей в среду того времени является использование местного фольклорного материала (пословицы, потешки, загадки, игры), что, несомненно, расширяет их кругозор. По возможности на такие мероприятия приглашают мастеров, бабушек, которые умеют петь народные песни.
Вся эта работа оживляет содержание библиотечной деятельности, сближает работников культуры, привлекает внимание населения и читателей, помогает им узнать о творческой и бытовой жизни предшествующих поколений. В библиотеки, где оформлены мини-музеи, выставки народного творчества, проходят праздники, вечера, посиделки с удовольствием и интересом приходят люди. В ходе таких мероприятий молодое поколение наглядно перенимает народные традиции и обряды, в библиотеки приходят новые читатели. А самое главное - в библиотеках сохраняются произведения народного творчества, старинные бытовые предметы, которые помогают людям не забыть свои корни, знать историю своей деревни, села.
С тех пор, как деревенские посиделки собирали наших прабабушек, воды утекло немало. Не каждый нынче знает, что посиделки на Руси начинались зимой. Женщины пряли, ткали, девушки шили приданое. «Жужжали» прялки, лилась протяжная песня...
Рекомендуется приглашать читателей и их семьи на подобные посиделки, часы русского фольклора, вечера, встречи, праздники с возможными названиями:
· «Живая связь времен»
· «Что пели наши бабушки»
· «Чудо рождественской ночи»
· «Русская старинная, румяная да блинная»
· «Во поле береза стояла»
· «В старину бывало так...»
В старину под словом «досуг» понимали, прежде всего, умение, тонкость в каком-либо ремесле. В деревнях люди сами делали необходимые им в быту вещи - утварь, орудия труда, шили одежду и т.д.
Однако многие ремесла забыты, технология изготовления изделий утеряна. Сегодня библиотека - активный помощник тем, кто хочет заняться каким-либо ремеслом. В библиотеке есть книги, знакомящие с различными видами старинных ремесел, технологиями изготовления изделий, предварительной обработкой материалов.
В библиотеке можно оформить книжные выставки, проводить обзоры, беседы, например:
· «Забытые умения и ремесла»,
· «Изделия из дерева»,
· «Изготовления корзин»,
· «Народные художественные промыслы»,
· «Игрушечных дел мастера».
Такие мероприятия всегда интересны, эмоциональны, информационно насыщенны, к тому же можно использовать показ самого изделия, что привлекает внимание читателя.
Если есть возможность, то можно организовать выставки поделок местных мастеров:
· «Умелые руки не знают скуки»
· «Сувениры своими руками»
· «Вышивка - чудо рук человеческих»
Необходимо выделить основные направления деятельности библиотек по сохранению и возрождению традиций народной художественной культуры:
- создание при библиотеках мини-музеев традиционной народной культуры, уголков народного быта, ведение комплексной работы в них;
- проведение в библиотеках совместно с клубными работниками традиционных народных праздников, фольклорных вечеров, в т. ч. в рамках, существующих при библиотеках клубов по интересам;
- организация и подготовка различных мероприятий по изучению народной культуры в библиотеках;
- организация и оформление, как в библиотеках, так и за их пределами, выставок народного творчества.
- организация клубов и кружков по рукоделию в традициях русской народной культуры.
Важную роль в работе библиотек занимает пропаганда народных традиций, праздников, фольклора – народных праздников, обрядов.
Формы мероприятий
Неделя "Сокровища русского фольклора". В течении недели в библиотеке можно провести громкие чтения «Путешествие по русским народным сказкам, лотерею - викторину "Загадки о старинных предметах русского быта", час информации "История русской матрешки", конкурс знатоков считалок, небылиц, пословиц и поговорок
Фольклорная гостиная «Сядем редком ,поговорим ладком»
Литературно-фольклорное путешествие «Душа русского народа»
Игровой час «Народные игры и забавы на Руси»
Час фольклора «Мудрость народная в строчке сокрыта»
СПОРТИВНЫЙ ПРАЗДНИК «Игры наших бабушек»
Театрализованное представление «Из бабушкиного сундучка»
Фольклорный праздник «Душа частушка»
Турнир знатаков народного творчества «Забытая старина»
Вечер- встреча «Забавы русской старины на святочной неделе»
Вечер искусств «Музыка небес» (о колокольном звоне)
Познавательно- игровой час «В гостях у матрёшки»
Час познаний «Изучаем традиции родного края»
Можно провести цикл часов информации «Загадки славянской письменности». Каждый час имеет свое название и знакомит читателей с историей возникновения славянской и русской письменности: «Славянские и русские руны», «Кто же создал кириллицу», «Последний подвиг Вещего Олега» и др.
Литературно-художественный Салон «Золотой век русской культуры (ХIХ век)»
Салон-модерн «Серебряный век русской культуры в Петербурге»
Литературно-музыкальная гостиная «И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл…»
«Фольклорные посиделки» «Светлый мир народной культуры»
Литературно-творческий альманах «Родной край – источник творчества» (В гостях у местных писателей, художников, поэтов)
Литературно-музыкальный вечер-открытие «О, если б знали Вы, как пишутся стихи!» (встреча с местным автором)
Вечер-вернисаж «Галерея звезд российской культуры (искусства, литературы)»
Библиографический калейдоскоп «История российской культуры в лицах, событиях, фактах»
Библиотечный урок «Словарь раскрывает секреты» (к Международному дню родного языка)
Интеллект-ринг «Знаете ли вы российскую культуру? (культуру своего города)»
Вечер виртуального путешествия «Знакомьтесь: они представляют российскую культуру» (о писателях и деятелях искусства) (по сайтам известных людей)
Библиовестник «Тропинками мастерства»: В гостях у деятелей культуры и искусства»
Исторический экскурс «Книга как явление культуры» (о возникновении письменности и появлении книги, её оформление)
Познавательно-игровая программа для детей «Путешествие в Культуроград» (всё о культуре)
Час книжной премудрости «Через книгу – к добру и свету!» (ко Дню славянской письменности и культуры)
День новой книги «Книжный мир ХХI века»: Новинки», «Книжный мир России»: Век 21-ый»
«Многогранный мир искусства»: искусствоведческий альманах к Всемирному Дню культуры (о музыке, живописи, архитектуре и литературе)
Ярмарка народного творчества «Радуга национальных культур»
Исторический калейдоскоп с посещением местного музея «Память народная хранит» (к Международному дню музеев).
Беседа об исторических и памятных местах города «Памятники культуры – достояние горожан»
Литературно-познавательное путешествие «Страна детского фольклора» (потешки, считалки, небылицы)
Виртуальный «вояж» «Журнальная проза и поэзия сегодня» (по сайтам журналов и газет)
В копилку библиотекаря
В помощь проведению массовых мероприятий рекомендуем обратиться к сценарным и вспомогательным материалам:
Искусство Зархи, С. Песня как богатство : литературно-музыкальная композиция о русской песне / С.Зархи. – Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2013. - №8. – С.98-104; №9. – С.81-87.
Назарова, С.В. Музыка небес : сценарий. История колоколов / С.В. Назарова. – Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2014. - №5. – 58-63.
Новичкова, Н.В. Камера! Мотор! : беседа. История развития детского кинематографа в России / Н.В. Новичкова. – Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2016. - №5. – С.30-34.
Перепелица, В. Ай да Щепкин! Молодец!..: рассказ о жизни и творчестве русского артиста XIX века / В.Перепелица. – Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2013. - №11. – С.54-57.
Перепелица, В. Великий немой : беседа об истории зарождения русского кинематографа / В.Перепелица. – Текст: непосредственный //Библиополе. – 2016. - №9. – С.28-32.
Петрова, В. В чудесный мир волшебное окно : виртуальная экскурсия. История возникновения в России искуства кино / В.Петрова. – Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. - №6. – С.38-44.
Усова, Н.В. Играй, гармонь: традиционные русские музыкальные инструменты / Н.В.Усова. - Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2013. №4. – С.106-111.
Народное творчество. Народные промыслы Белихова, Н. О палехской кисти замолвите слово : сценарий устного журнала / Н.Белихова. – Текст : непосредственный // Библиополе. – 2010. - №1. – С.70-74.
Дорожкина, Н.И. Удивительная вышивка : устный журнал о старинном виде рукоделия / Н.И.Дорожкина. – Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2013. - №2. – С.88-92.
Захарова, Э. Кружевное рукоделие народных мастериц: приглашаем в уголок ремесел / Э.Захарова. – Текст : непосредственный // Библиотека. – 2017. - №4. – С.12-15.
Кузянин, Г.И. Быль о Семеновской матрешке / Г.И.Кузянин. – Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2015. - №4. – С.90-97.
Кузянин, Г.И. От зари до зари ладят ложки ложкари : сценарий. История ложки / Г.И.Кузянин. – Текст : непосредственный // Г.И.Кузянин. – Текст: непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2016. - №8. – С.104-107.
Лебедева, С.Е. Ах, этот декупаж : об искусстве декорирования предметов с помощью аппликаций / С.Е. Лебедева. – Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2016. - №12. – С.80-82.
Максмкина, И. Художественные ремесла России: основа декоративно-прикладного искусства / И.Максимкина. – Текст : непосредственный // Библиополе. – 2008. - №8. – С.74-77.
Пилипчик, А. Искусство народа : русские промыслы / А.Пилипчик. – Текст : непосредственный // Праздник в школе. – 2013. - №7. – С.15-25.
Суркова, Н.С. Куклы водят хоровод : беседа. История матерчатой куклы / Н.С.Суркова. – Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2017. - №6. – С.95-97.
Чуйко, Д. Коробейники зовут: сценарий. История платка / Д.Чуйко. – Текст : непосредственный // Праздник в школе. – 2013. - №7. – С.39-48.
Чуйко, Д. Следуя традициям: народные ремесла / Д.Чуйко. – Текст : непосредственный // Праздник в школе. – 2013. - №7. – С.100-109.
Фольклор Гимонова, Е.М. Жить по мудрости народной : библиотечный час, посвященный пословицам и поговоркам / Е.М.Гимонова. – Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2015. - №12. – С.57-62. Егорова, Н.Ф.
К народным истокам : сценарий. Частушка / Н.Ф. Егорова. - Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2012. - №8. – С.108-112.
Зайкова, Ю.С. И вот октябрь – грязник на дворе : фольклорные посиделки, посвященные наступлению осени и традициям этого времени года / /Ю.С.Зайкова, Г.А.Зайкова. - Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2015. - №10. – С.104-110.
Зархи, С.Б. Заходите на блины : фольклорный праздник с играми и викторинами / С.Б.Зархи. – Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2016. - №11. – С.110-111.
Ивашина, В. Веселые посиделки: яблочный спас / В.Ивашина. – Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2013. - №5. – С.108-111.
Малкова, О.А. Пришла коляда – отворяй ворота : рассказ о традициях зимних святок / О.А.Малкова. – Текст : 16 непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2016. - №10. – С.109-111.
Маскаль, И.Д. В чудный зимний вечерок девушки гадали : русские святочные традиции / И.Д.Маскаль. – Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2014. - №10. – С.43-50.
Михнян, К.П. Настали святки. То-то радость : командная игра. Обряды, обычаи русского народа / К.П.Михнян. - Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2015. - №11. – С.98-101.
Щербакова, А. Звонят колокола по всей России / А.Щербакова. – Текст : непосредственный // Библиополе. – 2010. - №3. – С.72-74.
9 ноября
«Библиотеки – это духовные огоньки,
рассыпанные по России. Они светят тем, кто
что – то ищет, пытается познать себя, познать
мир…»
А.И.Солженицын
Взлет фантазии, простор творчества, интересные находки, имеющиеся в арсенале библиотечной работы, все это выявляется в процессе проведения конкурсов. И через них библиотечные специалисты района стараются помочь нашему читателю раскрыть способности, познать себя и помочь раскрыть духовный мир библиотек.
«Инновации, творчество и успех - на службу читателям», вот главные направления специалистов библиотек. Библиотекарь – профессия многогранная. Это в очередной раз доказали коллеги. Поводом для демонстрации творческих и профессиональных способностей был самый уважительный районный конкурс текущего года – День открытых дверей «Библиотечное закулисье». Необычайно ярко, эмоционально представили библиотекари номинации – Дублер – шоу «Я – библиотекарь», - Библиотечный круиз «Дом сердечный – библиотечный», - Акция «Библиотечный десант» (книгоношество), - Дерзай, читатель! – «Читательские шалости».
Доброго слова заслуживают специалисты Харагунской сельской библиотеки – филиала МБУК «Социально – культурный центр «Энергия жизни» с/п «Харагунское», заведующая Халецкая Е.В. В конкурсе приняли участие более ста читателей! Удивили присутствующих на номинации «Читательские шалости» супер – мероприятия: веселый ринг «У нас есть пуговки, кармашки, а мы сами вверх тормашками», квест – игра – бродилка «По лестнице – кудеснице в город Книгоград!, флешмоб «С почтением к чтению», игра – рисование ладошками «Я и солнышко друзья!», веселые вытворяшки «Удивлялки, размышлялки, шпаргалки и другие».
С пожеланиями добра и долголетия во всех библиотеках прошла номинация - Акция «Библиотечный десант» (книгоношество).
В с/б с.Зурун навестили старейших ветеранов библиотечного дела – Карпову Т.Ф., Иванову В.Д., Карпову Е.К. и подарили книги «Твоя гордость, Хилок», Юрконенко Н. «Парабеллум гауптмана Либиха».
Библиотекари с. Харагун под девизом «Сегодня книги едут к вам, чтоб подарить своим друзьям надежду, радость, знаний свет и на вопросы дать ответ! Книгоношество - окно в мир!» посетили дорогих читательниц и ветеранов библиотечного дела – Карпунину Г.И. и Жапову Е.Ж.
Интересно, в театрализованной форме подошли к номинациям библиотекари с.Глинка, с.Харагун, с. Жипхеген, п. Могзон.
Театрализованная форма обслуживания читателей в любой библиотеке работает на перспективу, потому что, во-первых, библиотекари заботятся о репутации нескучного мероприятия, что способно увеличить объемы читательской активности, во-вторых, популяризируя то или иное произведение, библиотека в каждом новом поколении воспроизводит талантливейшие образцы «высокой» культуры, при этом привнося театрализацией что-то свежее и интересное.
Участники любительского объединения «Знай-КА» библиотеки с. Глинка (зав.Волошина Е.А) удачно попробовали себя в роли библиотекаря в номинации «Дублёр – шоу «Я – библиотекарь» и пришли к выводу: работа библиотекаря сложна, но интересна. А в номинации «Читательские шалости» ими была театрализована сценка «Милое дело – книжки».
Как всегда, креативно, с «изюминкой» работали библиотекари г/б №1 г.Хилок (зав.Середина О.В.), с/б с.Хилогосон (зав. Будаева Х.), отдел массовой работы и углубленного поиска информации МУК «МЦБ Хилокского района» (зав.отделом Фалькова И.Н.),с/б с. Зурун (Иванова Н.В.), с/б с. Хушенга (зав.Крутоверцева С.В.), г/б Могзон (зав.Факеева О.И.).
Доброе утро, благодаря настроению читателей и работе библиотекарей перешло в солнечный полдень, а вечер уже был по-домашнему теплым и уютным. Программа конкурса была построена так, что каждый пришедший в библиотеку находил интересное и полезное для себя.
И, действительно, говоря словами библиотекарей г/б Могзон: «Библиотека –Дом наш любимый – нежный, сердечный, украшаемый, ласковый. Наполнен он Заботой, Теплом, русских народных сказок Добром. Здесь очарованных книжек страницы хранят величайшие истории лица. Это всё для нас всех незабвенно. О да! Это чудо! Мы можем мгновенно, открыв лепестки шелестящие, понять – вот оно - настоящее! Очень богатая наша культура!»
Успех конкурса не только в ответственном отношении всех библиотечных специалистов, но и в содружестве с нашими дорогими читателями, что позволило сделать его ярче и насыщенней.
Конкурсы позволяют библиотечным специалистам, приложив максимум творчества, внедрение инноваций, интересной «изюминки», взлет фантазии, испытать вкус победы! Все материалы, представленные в оргкомитет, были неординарны, творческие, в каждом была своя «изюминка»!
Всех библиотечных специалистов, принимавших активное участие в конкурсе День открытых дверей «Библиотечное закулисье», оргкомитет МУК «МЦБ Хилокского района» наградил Дипломами и ценными призами.
Специалистами методического отдела по итогам конкурса выпущен Информкурьр «Библиотечное закулисье».
И завершить можно словами библиотекаря А.И.Михеевой:
«… Шуршат бумажные страницы,
Ласкают слух, как шёпот волн.
Я посвящаю эти строки
Всем тем, кто книгою пленен…»
Киселева О.П. – зав. отделом инновационно-
методической и маркетинговой службы
МУК «МЦБ Хилокского района»
28 сентября
«Историко – революционная тема
главная в жизни и творчестве писателя...»
Н.Дворниченко, краевед
Николай Тихонович Ященко, известный забайкальский писатель, талантливый прозаик и публицист, член Союза писателей СССР, родился на станции Хилок Забайкальской области в семье рабочего-железнодорожника 19 декабря 1906 года. У Николая Тихоновича живая, интересная судьба. Трудовой путь начал рано, как и многие подростки того времени, работал разносчиком газет. Н. Ященко являлся одним из организаторов и одним из первых членов забайкальского комсомола, вступив в марте 1922 года в его ряды. Был пионервожатым, культпропагандистом, секретарем ячейки РКСМ.
Окончив курсы пионерских вожатых, в 1925 году пришел в редакцию газеты «Внучата Ильича» и стал секретарем губернской детской газеты. С этого времени начинается его журналистская деятельность. Затем трудился в ряде газет Забайкалья и Восточной Сибири: «Забайкальский крестьянин», «Забайкальский рабочий», в хабаровской краевой газете «Набат молодежи», в иркутской краевой газете «Восточно-Сибирский комсомолец» и других. В газете «Набат молодежи» были напечатаны его первые рассказы и стихи о таежных поселках, о комсомольцах, о новой жизни. В 1933–1942 годах работал в газете забайкальских железнодорожников «Отпор», где показал себя способным фельетонистом, оперативно откликающимся на злобу дня, высмеивающим косность, бюрократизм, все то, что мешало социалистическому строительству. В 30-е годы Н. Ященко возглавлял сельскохозяйственный отдел газеты «Забайкальский рабочий», что позволяло ему находиться в гуще событий жизни области. Серьезный вклад внес Николай Тихонович в развитие очеркового жанра. Первый очерк будущего писателя был опубликован в сборнике «Комсомольское племя» в 1933 году.
В годы Великой Отечественной войны Николай Тихонович работал в «Забайкальском рабочем» и был корреспондентом Совинформбюро. После войны, с 1945 года, он – сотрудник аппарата Читинского обкома КПСС. С 1951 года в течение 12 лет Ященко возглавлял Читинское книжное издательство.
Он работал в юмористическом жанре, был в то время ведущим фельетонистом Забайкалья. В 1952 году вышел в свет сборник фельетонов «Дорогая уха», в 1958 году – книга сатиры «За ушко да на солнышко». Ященко умело высмеивал в своих произведениях взяточников, тунеядцев, очковтирателей и других отрицательных персонажей. «Литературная газета» от 12 февраля 1953 года писала об этих книгах, что их автор обладает остроумием, боевым темпераментом и умеет выбрать яркий факт, отражающий типичное явление. Отдельными изданиями вышли очерк «Четвертая ферма» и повесть «Мы живем за Байкалом», которые утвердили его окончательно в качестве писателя.
История в каждой странице
Книги Ященко – это главным образом рассказ о своем поколении, об одногодках и сверстниках-комсомольцах Гражданской войны и первых лет Советской власти, это повествования о героях первой русской революции, красных партизанах и красноармейцах. Немало сделал Николай Тихонович для развития детской литературы нашего края.\ Особое признание читателей получили детские повести Николая Тихоновича Ященко.
В 1959 году в читинском книжном издательстве вышла повесть Н. Ященко «Босоногая команда» о детях, чье детство и юность прошли в период Гражданской войны и становления нового советского общества. Интересно, что прообразами многих действующих лиц повести являются жители Хилка. Некоторые из них погибли на фронтах гражданской войны, некоторые долгие годы проживали и трудились на благо Родины. Вот почему существует такой интерес к повести - названия частей выведенного в повести «железнодорожного поселка», расположение улиц и объектов – все (за редчайшим исключением) указывает на то, что события происходят в Хилке. Читается повесть легко, увлекательно даже в наши дни.
В начале 1960 –х писатель приезжал в Хилок, встречался с первыми читателями своей замечательной повести. Уже тогда ему задавали вопросы – почему он прямо не указывает название поселка? На все это Николай Тихонович отвечал, что ввел в произведение события, происходившие в других населенных местах Забайкалья и поэтому не счел себя вправе указывать истинное название поселка. Правом писателя было изменение имен героев - прообразом Васюрки Чуракова послужил Василий Алексеевич Бурлаков – нормировщик паровозного депо, Кости Кравченко – сам автор Николай Тихонович, Лежнин – Лежанкин. Повезло Прошке Хохрякову, выведенному под собственными фамилией и именем.
В 1962 году вышла книга для юных читателей «Искры не гаснут», в 1967 году – «С отцами вместе», объединившая две повести.
В 1969 году в Иркутске вышла в свет повесть «Журавли не знают покоя» о судьбе большой семьи П.И. Кларка, оставившей заметный след в истории Забайкалья.
В 1974 году в Восточно-Сибирском книжном издательстве была издана документальная повесть Н. Ященко «Северная точка» о забайкальском севере, о трудовых буднях северян и судьбе героя-современника, молодого фельдшера. Кроме того, автор вскрыл в ней проблемы, стоящие перед малыми народами, населяющими север Забайкалья.
Революционная тема продолжена в изданной в 1979 году повести «Красные мадьяры» об интернациональном отряде, состоящем из военнопленных венгров, немцев, чехов, поляков, румын, сражавшихся в Сибири за установление Советской власти.
До конца своих дней Н.Т. Ященко работал в журналистике, писал в областные газеты, на страницах «Забайкальского рабочего» публиковались его сатирические стихи. Он немного не дожил до времени гласности, перестройки, когда стали перечеркиваться идеалы, которыми жило поколение Николая Тихоновича, чему посвящали они свое творчество и жизнь. Но книги забайкальского писателя остаются и хранят память о нашем недавнем прошлом.
Н.Т. Ященко – лауреат премии комсомола Забайкалья (1980), награжден орденом «Знак почета» (1971) и другими государственными наградами.
Уважаемые коллеги!
Убедительно просим вас, в юбилейный год Николая Тихоновича Ященко развернуть пропаганду его произведений среди широкого круга читателей, особенно среди подросткового населения.
Идеи заголовков, названий выставок
и форм массовых мероприятий, посвященных
творчеству Н.Т. Ященко
Увлечь аудиторию творчеством писателя, побудить к размышлению над его литературным наследием помогут как традиционные, так и новые формы библиотечной работы, такие как:
- выставка – знакомство «Писатель и его книги», «Н.Т.Ященко – 115 лет»
- выставка одной книги «Босоногая команда», «Журавли не знают покоя», «Искры не гаснут»
- выставка – викторина «История в каждой странице»
- литературные вечера - «История в каждой строке», «Страницы жизни и борьбы»
- вечер – хроника «Вехи творчества»
19 декабря 2021 года в библиотеках района провести
Единый День писателя «Юбилей у писателя
-праздник у ч и т а т е л я»:
Выставка-портрет «Писатель Н.Т.Ященко и его книги»
Акция «Читайте Ященко - «История в каждой строке»
Литературная экскурсия по творчеству Н.Т.Ященко
«Он говорил о времени своем»
Используемая литература: Ященко, Николай Тихонович (1906 -1987).
Красные мадьяры: [документальная повесть]/Н.Т.Ященко; Текст: непосредственный - Иркутск: Вост. – Сиб. кн.изд.-во,1979.-231 с.
Ященко, Николай Тихонович (1906 -1987).
Журавли не знают покоя: [повесть]/Н.Т. Ященко; Текст: непосредственный - Иркутск: Кн.изд.,1983.-320 с.
Петров, Владимир Федорович.
Повесть о нашем городе [К 100- летию Ященко Н.Т.]/В.Ф.Петров.-Текст: непосредственный// Рабочая трибуна.- 2006.- 19 декабря ( №102).- С.6
Алешкин, Александр Михайлович (1935- )
Последний из Могикан о писателях Забайкалья [литературные воспоминания]/А.М.Алешкин Текст: непосредственный. –М.: ООО «ВИЮР», 2019. -298 с.,[2]с.; фото
Зав.отделом инновац. –метод. и маркетинговой службы МУК «МЦБ Хилокского района» О.П.Киселева
13 апреля
Методические рекомендации в помощь работе библиотек
к 800-летию со дня рождения Александра Невского
...Великому князю Александру Невскому,
Россов усердному защитнику...,
Укротившему варварство на востоке,
Низложившему зависть на западе...
М.В.Ломоносов
В 2021 году будет отмечаться 800-летие со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского (1221-1263). Еще в июне 2014 г. Президент России Владимир Путин подписал указ «О праздновании 800-летия со дня рождения Александра Невского». Указ принят «в целях сохранения военно-исторического и культурного наследия, укрепления единства российского народа». Жизнь Александра Невского всегда привлекала внимание потомков, но грядущий юбилей вызывает особый интерес к этому выдающемуся государственному деятелю Руси. Александр Невский совершал княжеское служение в сложный исторический момент, когда Русская земля, раздираемая внутренними междоусобицами, оказалась под ударами внешних врагов. Одержав блестящие победы в битвах на Неве и Ледовом побоище, великий князь был вынужден склонять голову перед Золотой Ордой, чтобы спасти Русь от окончательного разорения. Благодаря государственной мудрости и дипломатическому искусству Александра Невского, Русь достойно выдержала тяжелейшие испытания. Вся деятельность Александра Ярославовича определялась искренней любовью к своему народу и преданностью вере отцов. Эти величайшие ценности актуальны и в наши дни.
По всему миру будут организованы многочисленные мероприятия: выставки репродукций, лекции историков, литературные и исторические викторины, конкурсы, демонстрации художественных фильмов и др. Несомненно, особая роль в этом направлении принадлежит библиотекам, так как они являются основными хранителями уникальных книжных изданий, обычаев и лучших традиций прошлых поколений нашего народа. Деятельность библиотек, направленная на сохранение исторической памяти и передаче её подрастающему поколению через систему информационно – библиотечных мероприятий, может быть очень разносторонней. Это различные зрелищные мероприятия, направленные на вызов сильных положительных эмоций, которые способствуют закреплению интереса к теме; клубные формирования, которые должны показывать и в дальнейшем закреплять правильный стереотип поведения; информационно – просветительные мероприятия, заставляющие думать и анализировать; игры и викторины, повышающие интерес к теме, проходящие в духе соревнования; дискуссии, формирующие умение обосновать свою точку зрения, выработать правильную позицию; флешмобы для привлечения внимания к теме патриотизма.
Все это, в совокупности с интерактивными формами, может воспитывать и постепенно формировать модель поведения гражданина с активной жизненной позицией.
Условно формы библиотечных мероприятий об Александре Невском можно разделить на три блока:
Новейшие информационные технологии позволяют проводить интерактивные выставки, виртуальные экскурсии, видеопрезентации, слайд – рассказы.
Создание буктрейлеров – одно из направлений, современный способ продвижения книг в видеоформате с целью рассказать о книге в ролике продолжительностью не более 3 минут.
В библиотеках МУК «МЦБ Хилокского района» необходимо подготовить ряд мероприятий, посвященных князю Александру Невскому – мудрому государственному деятелю и высоконравственному человеку.
Идеи заголовков, названий выставок и форм массовых мероприятий, посвященных празднованию 800-летия со дня рождения Александра Невского
Минута информации, посвященная празднованию 800-летия со дня рождения
Александра Невского. «Александр Невский:Подвиги за веру и Отечество»
Беседа «Святой воин православия»
Беседа «Великий воин и дипломат»
Викторина «Путь воина»
Игра - викторина «А. Невский –ангел-хранитель Руси»
Исторический час «День памяти А. Невского»
Игровая программа «Святой воин Александр»
Книжная выставка «А. Невский – заступник Отечества»
Книжная выставка «А. Невский – сын земли русской»
Кн.выставка «А.Невский – имя России»
Книжно-иллюстративная выставка + обзор «Не забудет наш народ доблесть русских воевод: Александр Невский»
Тематическая полка «Святой защитник Отечества»
Патриотическое мероприятие «А. Невский – великое имя России!»
Познавательная программа «Он в битве Невской был непобедим»
Просветительный час «Ратные подвиги А. Невского»
Час патриотизма «Герои русской старины»
Час истории «Эпоха А. Невского – время великих перемен»
Историко – патриотический час «А. Невский:подвиги за веру и Отечество»
Цикл книжно-иллюстративных выставок «Святой витязь земли русской»
Цикл часов истории Отечества, посвященный жизни, подвигам Александра Невского «За Русь святую, за землю русскую» цикл историко-познавательных часов «Земные и ратные подвиги Александра Невского» Часы патриотизма и духовности «Александр Невский – великий полководец, государственный деятель и дипломат»
«История России в творчестве великих музыкантов» Изучение кантаты С. Прокофьева «Александр Невский» на уроках музыкальной литературы.
Интерактивный исторический портрет «Жизнь и деятельность великого князя Александра Ярославича Невского»
Цикл историко-познавательных часов «История в орденах. Орден Святого Александра Невского»
Историко-патриотический квест «Александр Невский – защитник земли русской»
Рождественские чтения. Круглый стол «Александр Невский – имя России»
Час истории с электронной презентацией ко Дню празднования св. А.Невского
Час истории «Не забудет наш народ доблесть русских воевод»
Литературный урок: «За Русь святую, за землю русскую» - героический образ
Александра Невского в художественной литературе
Исторический час«Защитник православной Руси» А.Невский
Слайд-шоу «Образ Александра Невского в произведениях живописи и скульптуры художников разных поколений»
Час истории «Бесстрашный воин, умелый политик»
познавательная викторина, издание буклета«Александр Невский»
Урок памяти«Александр Невский; Подвиг за веру и Отечество»
Час познания отечества + мультимедийный показ «Александр Невский – витязь земли русской"
Исторический час «Кто с мечом к нам придет…»
Литература:
Гостева, Наталья Валерьевна. Александр Ярославович, князь русский [Текст]: Сценарий классного часа о деятельности Александра Невского / Н.В.Гостева//Читаем, учимся, играем.-2011.- №12.-С.38-40: 4 илл.- (Честь имею!)
Петрова, Валентина Николаевна "Впереди сверкало льдом озеро Чудское"[Текст]: сценарий интерактивного исторического путешествия, посвященного знаменитой битве войска князя Александра Невского : для учащихся 6-9-х классов / В. Н. Петрова // Читаем, учимся, играем. - 2017. - Вып. 1. - С. 30-34 : рис.
Карпова, Ирина Владимировна Как мудрый князь земли спас [Текст]: Сценарий познавательного мероприятия о жизни и подвигах Александра Невского для учащихся 7-9-х классов. / И.В.Карпова // Читаем, учимся, играем. — 2018. — № 10. — С. 61-66 : 6 ил. — (Из российской истории).
Интернет – ресурсы
Киселева О.П. – зав. отделом инновационно-методической и
маркетинговой службы МУК «МЦБ Хилокского района»
1 апреля
Муниципальное учреждение культуры
«Межпоселенческая Центральная библиотека
Хилокского района»
Методические рекомендации в помощь работе библиотек
к Году науки и технологий
г. Хилок-2021г.
Как известно, 2021 год объявлен Указом Президента РФ Годом науки и технологий. Российская наука продолжает развиваться и не теряет своего мирового лидерства. Новые открытия и свершения позволяют именам российских ученых греметь на весь мир. Год науки и технологий - это хороший повод для проведения в библиотеках различных мероприятий по продвижению научно-популярной, энциклопедической литературы и популяризации книг для совместного семейного чтения.
У нас, библиотекарей, есть прекрасная возможность влиться в новую научную волну, привлечь читателей к авторской современной научно-популярной литературе, используя актуальные формы работы, которые замечательно впишутся в библиотечную практику. С чего же начать нашу практическую деятельность, направленную на популяризацию науки и технологий? С совсем не новой, а очень даже привычной нам формы работы – книжной выставки.
Идеи названий для книжных выставок и мероприятий (неожиданные и весёлые):- Go учиться!
- Космическая чашка
- Нейро-батл
- Где мозги?
- Вспышка разума
- БомбиУм
- Ловцы науки
- Нейроспагетти
- Мозгобатл
- Экспресс-мысль
- Креативная наука
- Суматошная наука -
От динозавра до компота
Идеи и формы для массовой работы:
Чтение книг: Чтение с продолжением. Выберите максимально интересную и увлекательную книгу и читайте её вслух на видео. Видео размещайте в своём аккаунте с пометкой, продолжение следует. Выкладывайте видео регулярно в определённые дни.
Научный Адвент-календарь – традиционный в Европе календарь для отслеживания времени от адвента (предрождественского периода) до прихода Рождества. По традиции это открытка или картонный домик с открывающимися окошками, где в каждой ячейке может лежать конфета, шоколадка, чайный пакетик, косметика, фигурка, записка с пожеланиями, а также другие подарки. Почему бы не сделать адвент-календарь научным? Это, по сути, форма визуализации информации. Календарь можно будет сделать вместе с детьми, выбрав понравившуюся вам форму – стенд с окошечками, коробочки, тетрадь с дверцами и т.п. Но содержимое останется в секрете. Каждый месяц будет открываться окошечко и таким образом выбираться тема для встречи или занятия. Это будет эффектом неожиданности и дополнительным стимулом к следующей встрече. Форма подойдёт для цикла занятий и встреч, желательно с постоянной группой детей.
Научные лаборатории. Постигать науку можно не только теоретически, но и опытным путём. Воспоминания школьной поры: редкие опыты на уроках физики и химии всегда встречались восторгом, потому что возможность попробовать и увидеть своими глазами то, в чём учитель нас пытался убедить, а мы вроде бы усваивали, но уж слишком фигурально, вдохновляла на «подвиги». Конечно, в библиотечных условиях мы ограничены в возможностях, но есть вещи, которые нам вполне доступны и более того, популярны среди читателей. К примеру: - Проверка рецептов слайма. Слайм – это игрушка из вязкого желеобразного материала, обладающего свойствами неньютоновской жидкости. Слаймы продаются в магазинах, но их можно сделать своими руками. Это увлекательный процесс. И в сети можно найти множество рецептов. Можно самостоятельно подобрать несколько рецептов и разделив участников мероприятия на группы попросить их апробировать эти рецепты. Или же разделить детей на группы заранее и попросить их выбрать рецепты самим. Таким образом, ребята смогут на практике создать собственный слайм и попытаться определить, какой из рецептов лучше подходит для создания этой игрушки. Неплохо будет для сравнения принести на встречу и магазинный слайм. По ходу лучше пояснять, почему разные компоненты взаимодействуют так или иначе. Разумеется, следует заранее подготовиться, чтобы и самому знать, что и как работает и почему.
Бомбочки для ванны. Кто не любит бомбочки. Они ведь шипят, бурлят и пузырятся. И сделать их своими руками совсем не сложно. Существует также множество рецептов, которые можно опробовать на практике вместе с ребятами.
Геокешинг. По сути квест, поиск клада по GPS-координатам. Эта игра сочетает в себе использование технологии с приключением. В настоящее время каждый смартфон оснащён встроенным GPS-навигатором, так что не возникнет сложностей при проведении подобной игры. Клад может быть спрятан как на территории библиотеки, так и на близлежащей территории или же в черте города, в зависимости от ваших замыслов и возможностей, а также и от времени года. Заранее на выбранной территории прячется несколько записок с заданиями и следующими координатами для поиска. Конечная точка – заветный клад. Участники игры получают первую координату и отправляются на поиски. Лучше проводить командную игру, но возможно и индивидуальное приключение. Эта форма подходит и для социальных сетей. Устройте тайник, разместите координаты для его нахождения. Уточните, что отыскавший тайник, должен отметиться в посте под координатами. В тайнике могут быть приятные мелочи, канцелярские принадлежности, закладки, ваша библиотечная продукция – памятки, рекомендательные списки и т.п. После того, как тайник расчищен, его нужно убрать, либо наполнить снова. В традиционном геокешинге, нашедшие тайник оставляют в нём в ответ что-то равноценное
Лэпбук (lapbook) или как его официально называют «интерактивная тематическая папка» - это самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В папке собирается материал по какой-то определенной теме. Особенно популярны лэпбуки в работе с дошкольниками и младшими школьниками. Но на увлекательную тему и более сложные в оформлении вполне могут заинтересовать и ребят постарше. Создание лэпбука помогает систематизировать информацию, лучше усваивать материал. Темой научно-популярного лэпбука может стать любая, заинтересовавшая ребят, тема – строение Земли, птицы Красной книги, анатомия человека, конкретная книга. Мастер-класс по созданию лэпбука можно посмотреть по ссылке https://www.tavika.ru/2014/09/MK-lapbook.html
Клубы.
Организуйте научный клуб для читателей, интересующихся наукой и технологиями. Программу и план занятий можно разработать, используя приведённые выше формы: научный адвенткалендарь, научные лаборатории, геокешинг.
Сценарные материалы к Году науки
и технологий
Барчева, Т. Ф. Ядерный щит державы: [Беседа о биографиях и открытиях] / Т. Ф. Барчева . – Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2019. – №1 – С. 77 – 81.
Бударина, В. В. Зажглась звезда на небе: [Занятие о российских ученых-химиках] / В. В. Бударина . – Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2006. – №12 – С. 81 – 85.
Быкова, Е. С. Изобретатели – искатели: [Командная игра о великих открытиях и гениальных авторах для 8-9 кл.] / Е. С. Быкова . – Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2019. – №2 – С. 77 – 80.
Быкова, Е. С. Триумф научной мысли: [Интеллектуальная игра о великих открытиях, внесших немалый вклад в мировую науку] / Е. С. Быкова. – Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2018. – №11 – С. 58 – 61.
В соответствии с завещанием: [Материалы для подготовки сообщения к 170-летию со дня рождения А. Б. Нобеля, шведского химика, инженера, изобретателя, предпринимателя и филантропа] . – Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2003. – №8 – С. 46 – 59.
Глушкова, Ю. В. Первым делом первым делом самолёты..:[Беседа-игра для 5–7 кл.] / Ю. В. Глушкова . – Текст : непосредственный // Игровая библиотека. – 2016. – №4 – С. 58 – 75.
Гусева, Г. Д. Великие химики и их открытия: [Игра-викторина для старшеклассников] / Г. Д. Гусева . – Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2006. – №1 – С. 64 – 68.
Деева, О. М. Первая железная дорога в России: [Историко-литературная конференция для 6–9 кл.] / О. М. Деева . – Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2010. – №4 – С. 70– 75.
Дьячкова, С. А. Поиграем в компьютер: [Сценарий КВН по информатике] / С. А. Дьячкова . – Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2005. – №4 – С. 62– 65.
Жогова, Е. Н. Высокая честь магистрали беречь: [Рассказ об истории железных дорог] / Е. Н. Жогова . – Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2016. – №6 – С. 74 – 77.
Жогова, Е. Н. Необыкновенное путешествие Королевича Алюминия: [Увлекательная сказка-пьеса для 5-7 кл.] / Е. Н. Жогова . – Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2015. – №12 – С. 84 – 87.
Зайкова, Г. А. Бициклет, костотряс или просто велосипед: [Сценарий об изобретении велосипедов] / Г. А. Зайкова // Читаем, учимся, играем. – 2003. – №2 – С. 78 – 81.
Захаркин, М. С. Удивляйтесь, ищите, дерзайте: [Сценарий вечера об Альберте Эйнштейне для 7-11 кл.] / М. С. Захаркин . – Текст : непосредственный // Игровая библиотека. – 2013. – №10 – С. 42 – 52.
Каркачева, Н. А. А ты знаешь, кто изобрел акваланг?: [Развлекательно-познавательная игра среди учащихся 8-11 кл.] / Н. А. Каркачева . – Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2008. – №5 – С. 73 – 82.
Костенко, Н. В. Не счесть числа его талантам: [Сценарий о жизни М. В. Ломоносова и его открытиях для 5-9 кл.] / Н. А. Каркачева . – Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2018. – №8 – С. 52 – 56.
Лекомцев, Д. Г. Технологии настоящего и будущего: [Викторина по физике для старшеклассников.] / Д. Г. Лекомцев, С. А. Лекомцева. . – Текст : непосредственный – //Читаем, учимся, играем. – 2009. – №1 – С. 29 – 31.
Лекомцева, С. А. Позвони, мне позвони!: [Устный журнал с игровой программой о телефоне для 7-9 кл.] / С. А. Лекомцев . – Текст : непосредственный // Игровая библиотека. – 2011. – №5 – С. 64 – 79.
Мальцева, О. В. Альфред Нобель: Гений и злодей: [Рассказ о шведском химике-экспериментаторе и бизнесмене для 7-11 кл.] / О. В. Мальцева . – Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2016. – №10 – С. 92 – 94.
Мальцева, О. В. Посев научный взойдет для жатвы народной: [Мероприятие о химике Д. И. Менделееве для 5-11 кл.] / О. В. Мальцева . – Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2011. – №11 – С. 79 – 81.
Морелева, В. А. Этюды об ученых: [Увлекательные рассказы о выдающихся деятелях науки] / В. А. Морелова . – Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. 2004. – №11 – С. 58 – 64.
Осипова, А. И. Примеры славных дел: [Мероприятие к 290-летию со дня рождения М. В. Ломоносова для 5-7 кл.] / А. И. Осипова . – Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2001. – №4 – С. 4 –14.
Остапчук, Т. Н. Автомобили буквально все заполонили: [Интеллектуально-познавательная игра для 7-8 кл.] / Т. Н. Остапчук . – Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2008. – №3 – С. 88 – 90.
Пешкун, Л. Г. Науки разные нужны: [Игра для 8-9 классов, посвященная Неделе науки и техники для 8-9 кл.] / Л. Г. Пекшун . – Текст : непосредственный // Кл. рук-ль. – 2004. – №3 – С. 100 – 103.
Пешкун, Л. Г. Автомобиль – друг или враг?: [Информационно-экологическая игра для 8-11 кл.] / Л. Г. Пешкун . – Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2015. – №2 – С. 81– 85.
Просекова, О. А. В прямом эфире: [Сценарий об изобретении А. С. Поповым радио для 6-9 кл.] / О. А. Просекова . – Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2017. – №7 – С. 75 – 77.
Просекова, О. А. Если знаешь – отвечай, а не знаешь - слушай: [Сценарий об изобретении А. С. Поповым радио для 6-9 кл.] / О. А. Просекова . – Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2018. – №7 – С. 61 – 63.
Просекова, О. А. На пути больших открытий: [Вечер, посвященный истории воздухоплавания для уч-ся 9-11 кл.] / О. А. Просекова . – Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2008. – №1 – С. 38 – 42.
Разувалова, Г. П. Твой друг автомобиль: [Конкурс школьников для 4-5 кл.] / Г. П. Разувалова . – Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2000. – №3 – С. 102 – 108.
Резванцева, Л. В. Небо – наш родимый дом: [Вечер, посвященный истории воздухоплавания для уч-ся 9-11 кл.] / Л. В. Резванцева . – Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2008. – №1 – С. 38 – 42.
Ремез, С. Ф. Интернет: скорее друг ли скорее враг?: [ко Дню интернета в России] / С. Ф. Ремез, Н. А. Мищенко . – Текст : непосредственный // Кл. рук-ль. – 2016. – №5 – С.113 –119.
Россинская, С. В. Во имя науки: [Устный журнал, повествующий о жизни Джордано Бруно для 7-9 кл.] / С. В. Россинская . – Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2010. – №5 – С. 23 – 29.
Рязанцева, Л. Г. Он подарил нам свет: [к 155-летию со дня рождения изобретателя электрических ламп А. П. Лодыгина.] / Л. М. Рязанцева . – Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2002. – №4 – С. 110 –123.
Суркова, Н. С. Выше только облака: [Сценарий об Останкинской телебашне для 5-7 кл.] / Н. С. Суркова . – Текст : непосредственный // Читаем, учимся, играем. – 2017. – №9 – С. 64 – 66.
Телеш, Е. Г. Главный механикус России: [Месячник науки и техники И. П. Кулибина] / Е. Г. Телеш . – Текст : непосредственный // Игровая библиотека. – 2016. – №7 – С. 4 – 19.
Теплякова, Э. Электроэнергия – полезная вещь: [Игровая программа] / Э. Теплякова . – Текст : непосредственный // Чем развлечь гостей. – 2018. – №8 – С. 34 – 38.
Составитель: Карпова Е.Н. Методист по работе с детьми.